Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ с обучающимися 3класса, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи. |
Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ
с обучающимися 3 класса, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.
Тема «Развитие анализа и синтеза слов различной слоговой структуры».
(1 слайд)
Цели:
Образовательные:
Воспитывать умение работать с метаграммами, логогрифами, анаграммами, ребусами.
Коррекционные:
Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве и во времени.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука.
Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.
Развивать навыки аналитико- синнтетической деятельности.
Развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- 1. Прививать любовь к родному языку.
2. Развивать самостоятельность, самоконтроль.
- 3. Совершенствовать навыки общения. Воспитывать доброжелательное
отношение к окружающим.
Задачи:
1. Информационная: Анализировать, составлять и реконструировать слова, делать полный слоговой и звуко-буквенный анализ слов.
2. Операционная: Учиться в игре и в занимательных упражнениях.
3. Мотивационная: Безошибочное чтение и письмо.
4. Коммуникативная: Применять полученные знания на уроках .
Оборудование:
Классная доска, компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация
подготовленная в программе Microsoft Power Point
(Lopatina V.G/ FM-2011-prezent.ppt..ppt )
Ресурсы сети Интернет:
- http://images.yandex.ru
- www.igrovaia.ru/obuch_gramote_onlayn.htm
- http://www.magicspeedreading.com/rus/
I Организационный момент и психологический настрой.
- -Вот звенит звонок весёлый,
нам урок пора начать.
Встали правильно все, ровно.
Вижу, можно начинать.
- -Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь друг другу.
(2 слайд) Артикуляционная разминка:
- Произнесите чётко:
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
II Сообщение темы. (3 слайд)
- Мы получили по почте один предмет. Угадайте, что это.
(На доске - схема словаписьмо.)
-Подобрав к данной схеме слово, вы узнаете этот предмет.
- Послушайте разные слова: -Сначала[ п] , потом [а], потом[к'], потом[ э], потом[ т ]. ( Пакет). Слово не подходит к схеме.
- -Сначала[ п’], потом [и], потом[ с’], потом [м], потом [о] .
Письмо.Слово подходит к схеме по количеству звуков и по их расположению.
- Сколько в слове букв, звуков? (6 букв, 5 звуков.)
- Почему?
- (4 слайд) - Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне.
(В письме напечатаны русские и иностранные буквы).
НSА VОUСТZРОWВЕ СПNWРLЯТYАН КZRЛFАД.
НАWЙSДИVТЕ WЕZГО !
- a. Вычеркните иностранные буквы и прочитайте текст письма:
«На острове спрятан клад. Найдите его!»
- - Сначала давайте узнаем, кто это письмо прислал.
- Подберите к данной схеме слово и вы узнаете автора письма.
Выставляется карточка с названиями морских жителей и схема
слова: дельфин, тюлень, кит.
(Дельфин).
(5 слайд) - Проведите звуко- буквенный и слоговой анализ слова.
III Основная часть.
1. (6 слайд)– Сегодня мы отправляемся на поиски загадочного клада.
- Поплывём на корабле, а как он называется, вы скажете, если разгадаете метаграмму.
В метаграммах загаданное слово узнается с помощью замены одного звука другим.
Мне недолго измениться: С «с» — я рыба, с «ф» — я птица.
(Сазан — фазан). - Корабль называется «Сазан».
(7 слайд) -В путешествии нам не обойтись без одного предмета: С «к» — я в школе на стене, Горы, реки есть на мне.
С «п» — от вас не утаю — Тоже в школе я стою. (Карта — парта). Нам с вами нужна морская карта. Вот она.
2. (8 слайд)- Итак, в путь! Но на пути нам встретились скалы. Как же не разбиться о них? Указать верный путь нам предложила Русалочка. Только следует выполнить такое задание: - Добавь фонему.
Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: Рубка - трубка, дар - удар, клад - склад.
3.– Плывём дальше. (9 слайд) -Нам встретился крабик и предложил поиграть в такую игру. Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэррол, автор «Алисы в Стране Чудес». Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой.
При этом надо соблюдать следующие правила:
1) в слове можно менять только одну букву;
2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;
3) начальные и конечные слова цепочки должны иметь логическую связь:
река — море.
-А теперь поиграем. Составьте цепочки слов, называя только первое и последнее слово. Превратите реку в море. Побеждает тот, кто раньше других справится с заданием.
Ответ:
Река — рука — мука — муза — луза — лужа — ложа — кожа — кора — гора — горе — море.4.– Мы попрощались с крабиком и поплыли. Вдруг корабль остановился.
Кто-то очень сильный удерживает его и мешает нам двигаться
дальше. Кто же это?
(10 слайд) ЛОГОГРИФ.
В логогрифах загаданное слово узнается путем прибавления или отбрасывания звука или слога.
Я — синоним осьминога, а без «с» — в метле нас много. (Спрут — прут)
- Проведите звуко-слоговой анализ этих слов. Составьте с каждым из них предложения.
5. (11 слайд) Физкультминутка: Морское царство.
Мои руки – это волны, Гонит ветер их вперёд. Мои руки – крылья чаек, Небо их к себе зовёт. Мои руки – рыбки в море, Плавают туда-сюда. Мои руки – это крабы, Разбежались кто куда. Спустимся на дно морское, Там кораллы, словно ветки, Водоросли изумрудом Там качаются без ветра. Вот проплыл конёк игривый Как змея, ползёт мурена, И акула отдыхает. Снится море ей, наверно. |
изображаем руками волну;
ритмичные плавные взмахи руками; поднимаем руки перед собой вверх; соединить кончики пальцев рук, плавные движения то в одну, то в другую сторону; руки перед собой, пальцы расставить, загнуть, изображая крабов; двигаем руками, перебирая пальцы; соединить руки перед собой, наклон; рука в «замок», пальцы прямые, шевелим ими и кистями рук; руки вверх, плавно покачиваем над головой;
пальцы соединить, кисть опустить, руку согнуть в локте; волнообразные движения рукой; руки под щёку; волнообразные движения руками. |
Развитие мелкой моторики рук.(12 слайд) Лодочка.
Две ладошки я прижму И по морю поплыву.
Паруса я подниму. Синим морем поплыву. А по бурным по волнам Рыбки плещут тут и там. |
Ладошки сложить лодочкой; волнообразные движения руками; соединить пальцы обеих рук, ладони развести - «парус»; в положении рук «парус» выполнять волнообразные движения; двигать каждой рукой отдельно, имитируя движения рыбок, пальцы прижаты друг к другу. |
6. (13 слайд) – Ребята, приближается шторм. Наш корабль раскачивается, всё вокруг начинает вращаться. Чтобы буря закончилась, мы должны прочитать текст из вращающихсябукв: http://www.magicspeedreading.com/rus/
«Вы читаете не так, как вы думаете.
А что, если буквы в тексте будут вращаться. Сможете ли вы прочитать такой текст? У меня, например, почти не возникает никаких проблем. Я могу читать текст боком, вверх ногами». - Ну вот, море успокоилось. Можем и отдохнуть:
7. Глазодвигательные упражнения.
- «Горизонтальная восьмерка»: рисовать рукой, начиная с центра. Одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком).
- «Глаз – путешественник»: не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
- «Зеркальное рисование» (одновременно обеими руками рисуются зеркально-симметричные рисунки, буквы).
8.(14 слайд) -На горизонте показался пиратский корабль. Чтобы побыстрее уплыть от морских разбойников, давайте разгадаемребус: – Посмотрите на картинку. Назовите ее. Скажите звуки в слове по порядку. Разгадайте ребус. Пила (3214) =липа, раки (4312) = икра, рыбак (51432) = крабы.
9.(15 слайд)– Наш корабль причалил к какому-то острову. Местные жители пригласили нас поиграть в анаграммы: Флэш игра - www.igrovaia.ru/obuch_gramote_onlayn.htm
-Переставляем буквы так, чтобы получилось слово, которое задано. Если переставили правильно, то появится картинка, которая покажет заданное слово ( онлайн). - Жители острова пожелали нам счастливого пути.
10. (16 слайд)– Вдали показались ещё три острова. Но плыть до них ещё далеко. Пока у нас есть время, можно немного почитать. -Прочитайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте — они подскажут вам ответ.
ЧУДЕСА.
Дым на улице стоит. Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка. Со стола упала кошка. В день весенний у ворот начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке. Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам. А. Санин
- 11. (17 слайд)– Перед нами три острова. На котором же из них спрятан клад?
- Назовите общий звук в словах, запишите соответствующую букву:
Ослик, дом, рот. (О).
Окна, круги, мак. (К).
- Прочитайте слог справа налево. (КО).
Мышь, шуба, шов. (Ш).
Мыло, сыр, косы. (Ы).
Нос, луна, сын. (Н).
- Прочитайте слог справа налево. (НЫШ)
Пол, лак, стул. (Л).
Сом, рот, кино. (О).
Сад, бусы, пёс. (С).
- Прочитайте слог справа налево. (СОЛ).
- Какое слово получилось? (СОЛНЫШКО).
- (18 слайд). - Вот сундук, который мы искали. Открываем его. Здесь письмо. Давайте его прочитаем:
« Главное богатство – это знания».
IV Итог занятия и рефлексия.
-С какими заданиями-препятствиями мы сегодня встретились?
- Как в будущем помогут вам эти задания? (Полученные знания помогут читать и
писать без ошибок).
-какое задание вам понравилось выполнять?
-какое задание вы запомнили?
-какое задание вам показалось трудным?
- Дети оценивают свою работу на занятии.
- поднимите руку, кто считает, что у него все получилось?
- Оценка деятельности учащихся учителем.
Нет комментариев
Добавить комментарий