Методические материалы

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ с обучающимися 3класса, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ

 с обучающимися 3 класса, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.

 

Тема «Развитие анализа и синтеза  слов различной слоговой структуры».

(1 слайд)

Цели:

          Образовательные:

       Воспитывать умение работать с метаграммами, логогрифами, анаграммами, ребусами.

Коррекционные:

 Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве и во времени.

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука.

Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.

      Развивать навыки аналитико- синнтетической деятельности.

                Развивать орфографическую зоркость.

          Воспитательные: 

  1. 1.       Прививать любовь к родному языку.

      2.    Развивать самостоятельность, самоконтроль.

  1. 3.       Совершенствовать навыки общения. Воспитывать доброжелательное    

       отношение к окружающим.

 Задачи:

1. Информационная: Анализировать, составлять и реконструировать слова,  делать полный слоговой и звуко-буквенный анализ слов.

2. Операционная: Учиться в игре и в занимательных упражнениях.

3. Мотивационная: Безошибочное чтение и письмо.

4. Коммуникативная: Применять полученные знания на уроках .

 Оборудование: 

                Классная доска, компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация   

                подготовленная в программе Microsoft Power Point

                (Lopatina V.G/ FM-2011-prezent.ppt..ppt )

 

    Ресурсы сети Интернет:

    

I  Организационный момент и психологический настрой.

 

  • -Вот звенит звонок весёлый,

нам урок пора начать.

Встали правильно все, ровно.

Вижу, можно начинать.

  • -Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь друг другу.

(2 слайд) Артикуляционная разминка:

    - Произнесите чётко:

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

 

II  Сообщение темы. (3 слайд)

 

     - Мы получили по почте один предмет. Угадайте, что это.

(На доске - схема словаписьмо.)

                                    

      -Подобрав к данной схеме слово, вы узнаете этот предмет.

  • Послушайте разные слова: -Сначала[ п] , потом [а], потом[к'], потом[ э], потом[ т ].  ( Пакет). Слово не подходит к схеме.
  • -Сначала[ п’], потом [и], потом[ с’], потом [м], потом [о] .

Письмо.Слово подходит к схеме по количеству звуков и по их расположению.

 - Сколько в слове букв, звуков? (6 букв, 5 звуков.)

 - Почему?

  •  (4 слайд)  - Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне.

(В письме напечатаны русские и иностранные буквы).

                 НSА  VОUСТZРОWВЕ  СПNWРLЯТYАН  КZRЛFАД.

НАWЙSДИVТЕ  WЕZГО !

  1. a.      Вычеркните иностранные буквы и прочитайте текст письма:

«На острове спрятан клад. Найдите его!»

  •  - Сначала давайте узнаем, кто это письмо прислал.

           -  Подберите к данной схеме слово и вы узнаете автора письма.                       

                      Выставляется карточка с названиями морских жителей и схема    

                      слова:         дельфин, тюлень, кит. 

                                                (Дельфин).

           (5 слайд)  - Проведите звуко- буквенный и слоговой анализ слова.

 

III  Основная часть.

 

1.      (6 слайд)– Сегодня мы отправляемся на поиски загадочного клада.

-  Поплывём на корабле, а как он называется, вы скажете, если разгадаете метаграмму.
В метаграммах загаданное слово узнается с помощью замены одного звука другим.

Мне недолго измениться: С «с» — я рыба, с «ф» — я птица.

(Сазан — фазан).        - Корабль называется «Сазан».

    (7 слайд)  -В путешествии нам не обойтись без одного предмета:                             С «к» — я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. 
С «п» — от вас не утаю — Тоже в школе я стою. (Карта — парта). Нам с вами нужна морская карта. Вот она.

2.      (8 слайд)-  Итак, в путь! Но на пути нам встретились скалы. Как же не разбиться о них? Указать верный путь нам предложила Русалочка. Только следует выполнить такое задание:                                                                                                   - Добавь фонему.
Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так:               Рубка - трубка, дар - удар, клад - склад.

3.– Плывём дальше.  (9 слайд)                                                                                                          -Нам встретился крабик и предложил поиграть в такую игру. Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэррол, автор «Алисы в Стране Чудес». Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой.
При этом надо соблюдать следующие правила:
1) в слове можно менять только одну букву;
2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;
3) начальные и конечные слова цепочки должны иметь логическую связь:
река — море.
-А теперь поиграем. Составьте цепочки слов, называя только первое и последнее слово. Превратите реку в море. Побеждает тот, кто раньше других справится с заданием.
Ответ: 
Река — рука — мука — муза — луза — лужа — ложа — кожа — кора — гора — горе — море.4.– Мы попрощались с крабиком и поплыли. Вдруг корабль остановился.   

          Кто-то очень сильный удерживает его и мешает нам двигаться    

          дальше. Кто же это? 

(10 слайд)      ЛОГОГРИФ. 

 В логогрифах загаданное слово узнается путем прибавления или отбрасывания звука или слога.

Я — синоним осьминога, а без «с» — в метле нас много.     (Спрут — прут)

- Проведите звуко-слоговой анализ этих слов. Составьте с каждым из них предложения.

 5.  (11 слайд)  Физкультминутка:  Морское царство.                           

Мои руки – это волны,

Гонит ветер их вперёд.

Мои руки – крылья чаек,

Небо их к себе зовёт.

Мои руки – рыбки в море,

Плавают туда-сюда.

Мои руки – это крабы,

Разбежались кто куда.

Спустимся на дно морское,

Там кораллы, словно ветки,

Водоросли изумрудом

Там качаются без ветра.

Вот проплыл конёк игривый

Как змея, ползёт мурена,

И акула отдыхает.

Снится море ей, наверно.

изображаем руками волну;

 

ритмичные плавные взмахи руками;

поднимаем руки перед собой вверх;

соединить кончики пальцев рук, плавные движения то в одну, то в другую сторону;

руки перед собой, пальцы расставить, загнуть, изображая крабов;

двигаем руками, перебирая пальцы;

соединить руки перед собой, наклон;

рука в «замок», пальцы прямые, шевелим ими и кистями рук;

руки вверх, плавно покачиваем над головой;

 

пальцы соединить, кисть опустить, руку согнуть в локте;

волнообразные движения рукой;

руки под щёку;

волнообразные движения руками.

                            Развитие мелкой моторики рук.(12 слайд) Лодочка.

              

Две ладошки я прижму И по морю поплыву.

Паруса я подниму.

Синим морем поплыву.

А по бурным по волнам

Рыбки плещут тут и там.

Ладошки сложить лодочкой;

волнообразные движения руками;

соединить пальцы обеих рук, ладони развести -  «парус»;

в положении рук «парус» выполнять волнообразные движения;

двигать каждой рукой отдельно, имитируя движения рыбок,

пальцы прижаты друг к другу.

                 

 

6. (13 слайд)  – Ребята, приближается шторм. Наш корабль раскачивается, всё вокруг начинает вращаться. Чтобы буря закончилась, мы должны прочитать текст из вращающихсябукв:   http://www.magicspeedreading.com/rus/

 

«Вы читаете не так, как вы думаете.

  А что, если буквы в тексте будут вращаться. Сможете ли вы прочитать такой текст? У меня, например, почти не возникает никаких проблем. Я могу читать текст боком, вверх ногами».   - Ну вот, море успокоилось. Можем и отдохнуть:

 

7.  Глазодвигательные упражнения.

  • «Горизонтальная восьмерка»:   рисовать рукой, начиная с центра. Одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком).
  • «Глаз –  путешественник»: не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
  • «Зеркальное рисование» (одновременно обеими руками рисуются зеркально-симметричные рисунки, буквы). 

8.(14 слайд) -На горизонте показался пиратский корабль. Чтобы побыстрее уплыть от морских разбойников, давайте разгадаемребус:  – Посмотрите на картинку. Назовите ее. Скажите звуки в слове по порядку. Разгадайте ребус. Пила (3214) =липа, раки (4312) = икра, рыбак (51432) = крабы.

9.(15 слайд)– Наш корабль причалил к какому-то острову.  Местные жители пригласили нас поиграть в анаграммы:                                                                                                  Флэш игра -  www.igrovaia.ru/obuch_gramote_onlayn.htm

-Переставляем буквы так, чтобы получилось слово, которое задано. Если переставили правильно, то появится картинка, которая покажет заданное слово ( онлайн).  - Жители острова пожелали нам счастливого пути.

10. (16 слайд)– Вдали показались ещё три острова. Но плыть до них ещё далеко. Пока у нас есть время, можно немного почитать. -Прочитайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте — они подскажут вам ответ.                                                                                                                                                          

                         ЧУДЕСА.
Дым на улице стоит. Дом из труб его валит.                                                                                   На чердак залезла ложка. Со стола упала кошка.                                                                                       В день весенний у ворот начал дружно таять мёд.                                                                   Пироги пекутся в речке. Рыбаки сидят у печки.                                                                    Путник в город шел мешком.                                                                                                 Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам.               А. Санин

  • 11. (17 слайд)– Перед нами три острова. На котором же из них спрятан клад? 

    - Назовите общий звук в словах, запишите соответствующую букву:

                   Ослик, дом, рот.      (О).

                   Окна, круги, мак.     (К).

     - Прочитайте слог справа налево.    (КО).

                          Мышь, шуба, шов.   (Ш).

                     Мыло, сыр, косы.      (Ы).

                     Нос, луна, сын.           (Н).

       - Прочитайте слог справа налево.     (НЫШ)

                           Пол, лак, стул.     (Л).

                      Сом, рот, кино.     (О).

                      Сад, бусы, пёс.      (С).

        - Прочитайте слог справа налево.     (СОЛ).

        - Какое слово получилось?                (СОЛНЫШКО).

             

  • (18 слайд). - Вот сундук, который мы искали. Открываем его. Здесь письмо. Давайте его прочитаем:

 « Главное богатство – это знания».

 

IV Итог занятия и рефлексия.

 

  -С какими заданиями-препятствиями мы сегодня встретились?

  - Как в будущем помогут вам эти задания?   (Полученные знания помогут читать и                                        

    писать без ошибок).

 -какое задание вам понравилось выполнять?

-какое задание вы запомнили?

-какое задание вам показалось трудным?

  • Дети оценивают свою работу на занятии.

- поднимите руку, кто считает, что у него все получилось?

  • Оценка деятельности учащихся учителем.

 

Нет комментариев

Добавить комментарий