Дислексии
Дислексия– это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
- Ошибки при дислексии являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться в течение многих месяцев и лет.
- Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Это повторяющиеся, типические ошибки. Данный признак позволяет отличить их от случайных ошибок, которые могут быть при утомлении, невнимательности.
- Дислексические ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, что позволяет отличать эти ошибки от ошибок вследствие педагогической запущенности, лени или неправильной методики обучения, которая может заключаться например, в побуквенном чтении, это м. б. методика целых слов и т. д. Так, если у ребёнка нет нарушений фонематического развития, то в этом случае побуквенное чтение ещё не свидетельствует о наличии дислексии.
Таким образом, наличие ошибок чтения само по себе ещё не свидетельствует о наличии дислексии. О дислексии речь идёт лишь в том случае, когда ошибки чтения обусловлены недоразвитием высших психических функций.
Симптоматика.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы. При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смешений:
а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например,тевочка, лобата); аффрикат и звуков, входящих в их состав (например,одувантик).
б) замены графически сходных букв (х-ж, п-н и др.);
в) недифференцированные замены (ж-м-л и т. д. ).
2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. при этом буквы называются поочерёдно.
3. Искажения звуко-слоговой структуры слова.
а) пропуски согласных при стечении (скамейка – камейка);
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз-парвоз);
в) добавление звуков(под дождём – под дождиём);
г) перестановка звуков (лопата – лотапа);
д) пропуски, перестановки слогов (канава – кавана).
- Нарушение понимания прочитанного.
- Замены слов. ( захлестнула – захлопнула).
6. Аграмматизмы при чтении. (Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний изменения окончаний глаголов и др.).
Виды дислексии.
Фонематическая дислексия.
- Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием слуховой дифференциации фонем и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих артикуляторно сходные звуки. Чаще всего ребёнок с этой формой фонематической дислексии смешивает на слух звуки, которые отличаются только одним признаком. Например, по звонкости – глухости (б-п), по твёрдости – мягкости (с-с), по месту образования (с-ш), по наличию или отсутствию назализации (оральныйн – носовойм).
2. Вторая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием
фонематического анализа и синтеза. Это проявляется в побуквенном чтении,
искажении звукослоговой структуры слова. Особенно многочисленными при этой
форме являются искажения звукослоговой структуры слова:
- пропуски согласных при их стечении (скамейка – камека),
- вставки гласных между согласными (таскали – тасакали),
- перестановки звуков (арбуз – рабуз),
- пропуски, перестановки слогов (канава – кавана).
Аграмматическая дислексия.
Проявляется в неправильном воспроизведении окончаний, префиксов, суффиксов, при изменении грамматических форм слов.
Например:
1. Изменение падежных окончаний существительных:открыл форточка, из-под
листьях, у товарищах.
2. Изменение числа имени существительного, местоимения: вместописьма – письмо,
вместокосмонавт – космонавты.
3. Неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и
прилагательного, существительного и местоимения:сказка интересное, детей
весёлую, такая день, наш ракета.
- Изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени: это был страна,
промчался машина, была день, вместоне хотелось – не хотели.
- Изменение формы, времени и вида глаголов: гуляла не пошла, вместообъявили – объявляли, вместовидит – видел.
Семантическая дислексия(механическое чтение).
Проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Ребёнок не всегда может объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слова. Это приводит к тому, что ребёнок читает механически, не понимая смысла информации. В связи с этим ребёнок с семантической дислексией часто читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливает связи слов в предложении и не понимает прочитанного.
Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. Чаще всего дети плохо дифференцируют две группы графически сходных букв:
а) буквы, отличающиеся лишь одним элементом (в-з, д-л, -ъ и др.).
б) буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в
пространстве (т-г, р-ь, х-к, п-н-и и др.).
Выделяют литеральную и вербальную оптическую дислексию.
При литеральной оптической дислексиинаблюдаются нарушения узнавания изолированных букв.
При вербальной дислексии узнавание изолированных букв не вызывает затруднений, однако значительные трудности проявляются при чтении слов.
Оптическая дислексия чаще всего выявляется у умственно отсталых, у детей с ЗПР, при ДЦП.
Мнестическая дислексия.
При ней ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. В процессе чтения у детей наблюдаются недифференцированные замены букв.