Консультация

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Дислексии. Виды дислексий.

 Дислексии

 

 

Дислексия– это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

 

  1. Ошибки при дислексии являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться в течение многих месяцев и лет.
  2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Это повторяющиеся, типические ошибки. Данный признак позволяет отличить их от случайных ошибок, которые могут быть при утомлении, невнимательности.
  3. Дислексические ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, что позволяет отличать эти ошибки от ошибок вследствие педагогической запущенности, лени или неправильной методики обучения, которая может заключаться  например, в  побуквенном чтении, это м. б. методика целых слов и т. д.  Так, если у ребёнка нет нарушений фонематического развития, то в этом случае побуквенное чтение ещё не свидетельствует о наличии дислексии.

 

Таким образом, наличие ошибок чтения само по себе ещё не свидетельствует о наличии дислексии. О дислексии речь идёт лишь в том случае, когда ошибки чтения обусловлены недоразвитием высших психических функций.

 

Симптоматика.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

 

1.  Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы. При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смешений:

            а)  замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например,тевочка, лобата); аффрикат и звуков, входящих в их состав (например,одувантик).

            б)  замены графически сходных букв (х-ж, п-н и др.);

            в)  недифференцированные замены (ж-м-л и т. д. ).

 

 2.   Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. при этом буквы называются поочерёдно.

 

3.   Искажения звуко-слоговой структуры слова.

             а)  пропуски согласных при стечении (скамейка – камейка);

             б)  пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз-парвоз);

             в)  добавление звуков(под дождём – под дождиём);

             г)  перестановка звуков (лопата – лотапа);

             д)  пропуски, перестановки слогов (канава – кавана).

 

  1. Нарушение понимания прочитанного.

 

        

  1. Замены слов. ( захлестнула – захлопнула).

 

6.  Аграмматизмы при чтении. (Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний изменения окончаний глаголов  и др.).

Виды дислексии.

 

Фонематическая дислексия.

     

  1. Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием слуховой дифференциации фонем и проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих артикуляторно сходные звуки. Чаще всего ребёнок с этой формой фонематической дислексии смешивает на слух звуки, которые отличаются только одним признаком. Например, по звонкости – глухости (б-п), по твёрдости – мягкости (с-с), по месту образования (с-ш), по наличию или отсутствию назализации (оральныйн – носовойм).

 

       2.  Вторая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием

            фонематического анализа и синтеза. Это проявляется в побуквенном чтении,  

            искажении звукослоговой структуры слова. Особенно многочисленными при этой  

            форме являются искажения звукослоговой структуры слова:

  • пропуски согласных при их  стечении (скамейка – камека),
  • вставки гласных между согласными (таскали – тасакали),
  • перестановки звуков (арбуз – рабуз),
  • пропуски, перестановки слогов (канава – кавана).

 

Аграмматическая дислексия.

 

Проявляется в неправильном воспроизведении окончаний, префиксов, суффиксов, при изменении грамматических форм слов.

Например:

      1.  Изменение падежных окончаний существительных:открыл форточка, из-под   

           листьях,  у  товарищах.

      2.  Изменение числа имени существительного, местоимения: вместописьма – письмо,

            вместокосмонавт – космонавты.

      3.  Неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и 

           прилагательного, существительного и местоимения:сказка интересное, детей      

           весёлую,  такая день, наш ракета.

  1. Изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени: это был страна,

     промчался машина, была день, вместоне хотелось – не хотели.

  1. Изменение формы, времени и вида глаголов: гуляла не пошла, вместообъявили – объявляли, вместовидит – видел.

 

 

Семантическая дислексия(механическое чтение).

 

Проявляется в нарушении понимания  читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Ребёнок не всегда может объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слова. Это приводит к тому, что ребёнок читает механически, не понимая смысла информации. В связи с этим ребёнок с семантической дислексией часто читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливает связи слов в предложении и не понимает прочитанного.

 

 

 

  

 

Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. Чаще всего дети плохо дифференцируют две группы  графически сходных букв:

а)  буквы, отличающиеся  лишь одним элементом (в-з, д-л, -ъ и др.).

б)  буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в  

     пространстве (т-г, р-ь, х-к, п-н-и и др.).

                           Выделяют литеральную и вербальную оптическую дислексию.

 

При литеральной оптической дислексиинаблюдаются нарушения узнавания изолированных букв.

При вербальной дислексии узнавание изолированных букв не вызывает затруднений, однако значительные трудности проявляются при чтении слов.

Оптическая дислексия чаще всего выявляется у умственно отсталых, у детей с ЗПР, при ДЦП.

 

Мнестическая дислексия.

 

При ней ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. В процессе чтения у детей наблюдаются недифференцированные замены букв.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Степени выраженности дисграфии.

Степени выраженности дисграфии.

 

Лёгкая степень.

 

Виды дисграфических ошибок:

 

  1. Замены букв (ч-щ, б-п).
  2. Нарушения в обозначении мягкости согласных (маленкие).
  3. Искажения звуко – буквенной структуры слова (поплькли– поблёкли).

     Орфографические ошибки.

 

 

 

 

Средняя степень.

 

 

Диктант 1.

Виды дисграфических ошибок:

 

  1. Замены букв (о-а, е-в, ш-и, ю-у).
  2. Искажения звукобуквенной структуры слова (птичк, помогайт, пичкам).
  3. Нарушение структуры предложения: слитное написание слов (крошки кашу).
  4. Аграмматизмы (в оконнов стекла).

      Орфографические ошибки.

 

Диктант 2.

Виды дисграфических ошибок:

  1. Замены букв (т-п, щ-ч).
  2. ошибки на обозначение мягкости согласных (паят – таять, Вита – Витя).
  3. Искажения звукобуквенной структуры слова (Чики – Щукин, шольники–школьники, пойду – пойдут).

Орфографические ошибки.

 

Диктант 3.

Виды дисграфических ошибок:

  1. Замены букв (б-п, п-г, п-т, п-р).
  2. Искажения звукобуквенной структуры слова (лагрь, захотьло, стретила, приветлив– приветливо,ем-ему, шагагам).
  3. Нарушения структуры предложения: раздельное написание слова (и му – ему).

Орфографические ошибки.

 

Диктант 4.

Виды дисграфических ошибок:

  1. Замены букв (т-д, п-б, ф-в, ч-щ).
  2. Искажения звукобуквенной структуры слова (школьни, деревя, диктантант).
  3. Аграмматизмы (осени, листи).

Орфографические ошибки.

 

 

 

 

Тяжёлая степень.

 

 

Диктант 1.

Виды дисграфических ошибок:

  1. Замены букв(н-т).
  2. Искажения звукобуквенной структуры слова (покрылс, подут- пойдут,оненповесяет – они повесят, монога, даптиц – для птиц).
  3. нарушения структуры предложения: слитное написание слов (оненповесяет – ониповесят, сюга – с юга, даптиц – для птиц),  перестановки слов (деревях на – надеревьях).
  4. Аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят, дамяках – домики, погожее деньки).

Орфографические ошибки.

 

 

Диктант 2.

Письмо малопонятно.

Виды дисграфических ошибок:

  1. Замены букв (д-р).
  2. Нарушения в обозначении мягкости согласных (сольнц, учител).
  3. Искажения звукобуквенной структуры слова (солнц – солнце, пелилетели, скарнцы – скворцы, тава – тоава, ребт – ребята, села – съела).
  4. Нарушения структуры предложения, раздельное написание слов (на бухли, остат ки).
  5. Аграмматизмы(зазеленеют тава, ребт – ребятами, остатки снего – остатки снега).

Орфографические ошибки.

 

 

Диктант 3.

Виды дисграфических ошибок:

  1. Замены букв (п-б, з-ж).
  2. Нарушения в обозначении мягкости согласных (началь).
  3. Искажения звукобуквенной структуры слова (покрылсь, Чаяки-Чайкин, готтей, ребтя, буду-будут).
  4. Нарушения структуры предложения (су чутельнеце).
  5. Аграмматизмы (они су чительницо – они с учительницей).

Орфографические ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стойкие нарушения устной и письменной речи.

Стойкие нарушения устной и письменной речи.

 

Аграфия– потеря способности письма или неспособность им овладетьпри сохранности двигательных функций (артикуляционного аппарата и руки). Может в тяжёлых случаях расстраиваться и списывание (или срисовывание) слов и букв. Ребёнок может затрудняться в копировании серии движений, например, на кулак поставить ребром кисть, скрестить пальцы и т.д. ребёнок может не узнавать слова, которые ранее знал, может не узнать уже изученные буквы. Если ребёнок с большим трудом и заучит какие – то буквы, то скоро их забывает и отказывается писать вообще. Другие же дети, как правило, пишут грязно, неряшливо искажённые, совершенно непонятные буквосочетания

(механический набор букв: «куа» - палец, «тега» - доска и т. п.) Таким образом, аграфия заключается в неосознании букв как графем и в неумении соединять их в слова.  Изолированная аграфия может наблюдаться  при поражении второй лобной или угловой извилины в левом полушарии головного мозга.

           Алексия– полная неспособность или потеря способности овладеть процессомчтения.Является следствием очагового поражения головного мозга (затылочной доли левого полушария). Проявляется алексия в том, что больной не узнаёт изученные буквы или из опознанных букв не способен сложить, прочесть слово, фразу.                                         В более лёгких случаях могут наблюдаться пропуски отдельных букв и целых слогов (например, «мого», «мана» - вместо много, машина). Перестановка букв и слогов  (например, «для», «зенлю» -  вместо дело, зеленью). Может наблюдаться комбинация всех механизмов, приводящих к искажению слова до неузнаваемости («поиеме» - вместо пять лет). Читая, такие дети постоянно возвращаются к началу слова, многократно повторяя все предшествующие буквы и всё же слово прочитывают искажённо. Ребёнок может составить слово и произнести его, но не догадывается о его смысле, не может сосчитать количество букв в слове, при пропуске в слове одной буквы не может прочитать даже хорошо знакомое слово. С большим трудом выученный на слух короткий стишок забывается им уже на следующий день.     

           Алалия– отсутствие или недоразвитие речиу детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Может быть полное отсутствие речи, или лепетная речь, или начатки речи с ограниченностью запаса слов, с аграмматизмом, с затруднениями в усвоении чтения или письма. Причина, обычно, в повреждении речевых областей левого полушария при родах. Это могут быть и мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни.

           Акалькулия– нарушение способности оперировать цифрами.Больной не может решить даже несложные арифметические задачи, иногда у него расстраивается и автоматический счёт (знание таблицы умножения), он не может написать отдельные цифры, не отличает правую сторону от левой, затрудняется сложить из частей геометрическую фигуру, из спичек – домик, из разрезанных частей картинки – её в целом. При этом речь сохранна. Возникает акалькулия при очаговых процессах в теменной области левого полушария.

           

            Заключения  о тех или иных стойких нарушениях должны делать специалисты:  

            врач – невролог и логопед.