Методические материалы

Логопедический праздник в форме КВН.

Лопатина Вера Георгиевна, учитель – логопед

МКОУ «Шатровская начальная общеобразовательная школа».

 

Тема:  Логопедический праздник в форме КВН.

Участвуют обучающиеся вторых классов с  недостатками  чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи.

 

ЦЕЛИ:

 

- Прививать интерес к логопедическим занятиям.
- Развивать навыки выразительного чтения.
- Развивать фонематический слух, закреплять навыки звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Совершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное литературное произношение.
- Закреплять приобретённые произносительные навыки.

- Развитие наблюдательности, навыков самоконтроля за речью.

- Воспитание инициативности, умения преодолевать робость.

- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

- Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия ребят.

- Способствовать развитию учебной мотивации.

- Воспитывать умение работать в коллективе, взаимовыручку, доброту, артистичность.

- Работа с антонимами, палиндромами, метаграммами, анаграммами, шарадами, скороговорками.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

Предметные картинки, карточки с заданиями, электронная презентация.


Ход соревнования:

 

I  Организационный момент:
Слайд 1, 2.

1 задание. Логопед. - Дорогие дети, гости, уважаемое жюри и учителя, начинаем игру в логопедическом  клубе весёлых и находчивых.
Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах: 1 команда – дети

2б класса, 2 команда – дети 2в класса. Сначала игроки должны прочитать зашифрованные названия своих команд.  («Знатоки» и  «Умники»)

 

II   Логопед: - Предлагаю провести речевую разминку.

2 задание.    -По одному данному слову надо вспомните скороговорку и проговорите её быстро три раза. Задания даются  командам по очереди.

 

Егорки - Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Грека – Ехал грека через реку, видит грека в реке рак.

Сунул грека руку в реку, рак за руку греку – цап!

Сороки – Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Болтунья – Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

 

III    Соревнование.

Слайд 4.

3 задание.Логопед:

-Вставьте нужные слова и объясните смысл пословиц:

Тише едешь - …будешь.

Маленькое дело лучше …безделья.

Корень учения горек, а плод его ….

Ученье – свет, а неученье - ….

 

4 задание.Логопед:

-Ребята, сейчас ваши одноклассники прочитают стихотворение – шутку.

      А вы назовите слова, в которых заблудился звук иисправьте все ошибки.

Буква заблудилась. 
Шибаев Александр.

1 ученик. Hеизвестно, как случилось, Только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нем. Hо едва туда вошла Буква-озорница - Очень странные дела Hачали твориться...   2 ученик. Сели в лоЖку и - айда! - По реке туда-сюда! Жучка буДку не доела: Hеохота. Hадоело. Тает снег. Течет ручей. Hа ветвях полно Врачей. Hа виду у детворы КрыСу красят маляры.   3 ученик. Мама с Бочками пошла По дороге вдоль села. Врач напомнил дяде Мите: "Hе забудьте об одном: Обязательно примите Десять Цапель перед сном". Старый дедушка Пахом Hа коЗе скакал верхом. Закричал охотник: "Ой! Двери гонятся за мной!"

 

5 задание.Логопед: - Давайте, ребята, поиграем с шарадами.ШАРАДА- это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов; сначала предстоит отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. (Задания выполняются командами по очереди).

● Я синоном к слову бык
И известен всем,
Но прибавь мне букву К,
И я козляток съем.
(ВОЛ - ВОЛК)

  • Слог первый мой – предлог.
    Второй слог – летний дом.
    А целое порой
    Решается с трудом.
    (За-дача)
  •  Часть первая простая – это нота,
    А со второй встречаться неохота,
    Корова может ею нас боднуть!
    А слово в целом означает «путь».
    (До-рога)
  • С твердым Л я на стене,
    Книги, например, на мне,
    Но как только Л смягчите,
    Сразу в танец превратите.
    (ПОЛКА - ПОЛЬКА)

  –Уважаемые игроки, пожалуйста, ответьте, сколько букв и сколько звуков в каждом из этих слов. Докажите.

 

6        задание. – А сейчас послушаем стихи Е. Измайлова про мягкий знак.

 

4 ученик.Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть-
И свободен водный путь...
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.

 

5 ученик.Бабка баньку затопила,

мягкий знак позвать забыла.

Тут же банька банкой стала –

Вот как бабка сплоховала!

 

Слайд  5, 6.

7 задание.Логопед: - Игра «Звуковая цепочка»: - Разместите картинки в цепочку (первая картинка обозначена меткой), затем назовите картинки.

«Знатокам»: Ваза, арбуз, замок, ключи, игла, аист, телефон, носок, клюв.

«Умникам»: Белка, арбуз, зебра, ананас, сыр, радуга, апельсин, нос, сруб.

8 задание.

Логопед:  – Разгадайте метаграммы.

Метаграмма— это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово. (Задания выполныются командами по очереди).

  • С к- для тенниса я нужен,
    С т - я сладок и красив снаружи.
    Корт - торт
  • С т- его прочтём,
    с д - мы в нём живём.
    Том – дом

 

  • С буквой щ- на самом деле
    Я на службе у Емели.
    м поставь на это место:
    Без меня не будет теста.
    Щука – мука

 

  • Кто с у- ползучий,
    А с ё - колючий?
    Уж – ёж

 

9 задание.

Логопед: -АНАГРАММЫ- слова, образованные перестановкой букв исходного слова.

 

С удивлением постиг
Анаграммы дед Архип,
И теперь легко он БРИГ
Превращает в белый...

 

Было солнечное ЛЕТО,
Мне пошло на пользу это -
Отдохнуло, загорело,
И покрепче стало...

 

Слайд 7, 8, 9, 10.

10 задание. Ералаш.

- Что такое ералаш?

6 ученик:

Если всюду беспорядок,

Дом похож стал на шалаш, то родители, вернувшись,

Спросят: - Что за ералаш?

Если пишешь сочиненье

И слова все перепутал, то учитель с изумленьем

Спросит: - Ералаш попутал?

Что ж такое ералаш?

На вопрос ответьте наш!

Ну, конечно. Умница,

Это «беспорядок», «путаница».

  • Логопед: - Выразительно прочитайте стихотворение на экране:

Задание для «Знатоков»:

Злой кабан сидел на ветке
Пароход  томился в клетке
Соловей точил клыки
Дикообраз давал гудки
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила
Буратино сшил себе штаны
Портной все поел блины
Ёж накрыт к обеду был
Чиж усами шевелил
Рак летал под облаками
Стол гонялся за мышами
Чайник прыгал во дворе
Мальчик булькал на костре
 

  • Задание для «Умников»:  

Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!

11    задание. Логопед: - Кто больше вспомнит предложений – перевёртышей.

 

У лип Лёша нашёл пилу.

Уж я веники не вяжу.

А ремень не мера.

Ада реке рада.

Лазил Дёма мёд лизал.

А роза упала на лапу Азора.

А Лиза мазила.)

 

Слайд 11, 12.

12    задание.  Логопед: – Последнее задание. Прочитайте то, что написано на карточке, расставьте знаки препинания:

 

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синица в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне узоры.

 

IV   Подведение итогов и награждение победителей и участников игры.

 

Логопед: - Дорогие дети, гости, уважаемое жюри и учителя, наша игра подошла к концу. И я хочу завершить её такими словами:

«Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят многие народы. Так будем же его любить и бережно к нему относиться!»

После расстановки должно получиться:

Злой кабан точил клыки,
Пароход  давал гудки,
Соловей  сидел на ветке,
Дикообраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Ёж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками, 
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.

Правильный ответ:

Малыши играют в прятки,
огурцы растут на грядке,
поросята спят в овраге,
мушкетёры точат шпаги,
Дети в цирк бегут ватагой,
Раки дремлют под корягой,
Щуки плавают по дну,
волки воют на луну.

 

                           Презентация к празднику.


Бурцева ВВ

Молодец! Хорошо работаете!

Комментировать