Методические материалы

Конспект логопедического занятия с обучающимися 3 класса, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.

Оформить заказ

                           Конспект логопедического занятия с использованием информационно-                                коммуникационных технологий с обучающимися 3 класса, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные  общим недоразвитием  речи.

(1 слайд)

Тема «Состав слова».  (Обобщающее занятие).

 

Продолжительность 40 минут.

 

Аннотация.

У  обучающихся с общим недоразвитием речи  не сформированы все компоненты языковой системы. Данное занятие позволяет обобщить полученные ранее знания учащихся о морфологическом составе слова.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к.задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.  Использование ИКТ на логопедическом занятии повышает мотивацию ребенка к обучению, формирует активную позицию субъекта обучения.

 

 

Цели:                 Образовательная:

  1. 1.      Формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.

 

                            Коррекционные:

                      1   Совершенствование словаря через развитие умения подбирать

Родственные слова и образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

  1. 2.      Развитие языкового чутья путём совершенствования                         

      зрительного, слухового внимания к слову.

3.   Развитие мышления.

  1. 4.      Развитие и совершенствование общей, тонкой, артикуляционной моторики.
  2. 5.      Развитие смысловой памяти.            

 

Оснащение:      

  1. 1.      Индивидуальные зеркала.
  2. 2.      Графические карточки.

 3. Презентация к уроку.

 

 

I   Организационный момент.

 

- Повторим правило речи.

Каждый день всегда, везде: на занятиях, в игре

Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.

 

- Разминка.

(2 слайд) – В течение минуты сгруппируйте слова и запомните:

                                                               Снег                   телёнок

                                                                холод                обезьяна

                                                                корова              банан

                                                                зима                  сено

                                                                мартышка

II  Артикуляционная гимнастика.

 

  1. 1.      Рисунок губ на гласные.
  2. 2.      Упражнение «маляр».
  3. 3.      «Барабан».
  4. 4.      «Сердитая кошка».
  5. 5.      «Чашечка».

 

 

III  Сообщение темы занятия  и выполнение упражнений.

 

            

           - Сегодня мы получили письмо от весёлых человечков  из Цветочного города. Но это письмо состоит из четырёх кусочков. А соединить их и прочитать письмо можно будет только после правильных ответов на вопросы о составе слова и выполнения  всех заданий.

 

 

         - Сначала ответьте на вопрос, какая часть слова самая главная?                

            (Корень).

         - Почему?

         - Что называется корнем?

(3 слайд)

  1. – Прочитайте  слова и назовите родственные:

        Гора- горе- горел;

        Рисовал, рисунок, рисовый;

        Вода- подводник- проводник.

   -   Какие слова называются родственными?

(4 слайд)

  1. – Вставьте пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных

        слов:

                     Скоро сказка …, да не скоро дело … .

                      Хватит тебе, молодцу, горе … .

                      Не впервой волку зиму … .

- Ребята, вы успешно справились с заданиями и получаете

Первую часть письма.

(5 слайд) – Прочитайте слова. С помощью чего они образованы?

            

      Приходит ,  уходит,  подходит,  заходит, переходит.

       - Что называется приставкой?

     3. 

(6 слайд)

4.  -    Замените словосочетание одним словом (синонимом):

             Становится теплее-

             Раскрылись цветы-

             Выйти из состояния сна-

          (Теплеет, распустились, расцвели, проснуться, пробудиться).

 

      -  Выделите в словах приставку. К какой части речи можно отнести эти  

          Слова?

(7 слайд)

Физкультминутка.

                                           Цветы. 

Ветер по полю гулял,

Семена он раздувал.

В землю семена упали,

Там расти тихонько стали.

 

Дождик тёплый поливал,

Лучик солнца согревал.

Выросли из них цветы

Небывалой красоты.

Вдох, длительный выдох;

руки поочерёдно разводим от груди в стороны;

присесть;

руки перед грудью, ладонь к ладони, медленно подняться из положения «сидя», вытягивая руки вверх, «вырасти»;

руки вверх, встряхиваем кистями;

руки вверху, пальцы растопырить;

сложенные ладони постепенно раскрываются;

руки от локтей до запястий соединить, ладони раскрыть;

 

(8 слайд)

Пальчиковая гимнастика.                      Гармошка.

          

Эта ручка правая, эта ручка левая,

В кулачки я их сжимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая, будет сильной левая,

Будут ручки у меня ловкие, умелые!

Посмотри, моя ладошка, как весёлая гармошка.

Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.

Раз, два, три, раз, два, три, я играю, посмотри!

Я ладошки раздвигаю, я на кнопки нажимаю.

Раз, два, три, раз, два, три, я играю, посмотри!

Развернуть руки ладонями вверх;

сжимаем-разжимаем кулачки;

развернуть кисти рук ладонями вверх;

шевелим растопыренными пальчиками;

ладони параллельно на столе, пальцы сжаты;

выполняем, не отрывая ладоней от стола;

сдвигаем-раздвигаем руки, сжатые в кулачки;

кисти рук ребром на столе, пальчики растопырить, «нажимаем» на кнопки;

(9 слайд)

5.-  Подберите антонимы к словам:

                Принести -…, привязать-…, привыкнуть-…, пристегнуть-…,

                Впустить-…, влезть-…, вкатить-…, влететь-… .

      -   Выделите приставку.

 

(10 слайд)

6.-  Образуйте новые слова при помощи приставок за-, от-, пере-, на-.

         Одни слова обозначают начало действия,

           а другие – его окончание.

                           Волновался, шумел, стучал, цвёл, смеялся.

            - Запишите слова в два столбика, выделите приставку.

 

- Задания выполнили верно и получаете вторую часть письма.

           

 (11 слайд)

7.– Какие из слов не только называют предмет, но и указывают на его

Величину?

                  Лесенка, домина, болотце, рука, ручка, речонка,

                  забор, туфелька, мешок, цветочек, жук.

     - Что же изменило размер предметов?

- Что называется суффиксом?

(12 слайд)

Гимнастика для глаз.

 

(13 слайд)

8.– Составьте словосочетания, подобрав к словам из левого столбика 

              Подходящие по смыслу слова из правого столбика:

 

                          Ледок             весеннее

                          Травка            тоненький

                          Солнышко      молоденькая

                          Цветочки        лесная

                          Полянка          первые

           -  Запишите словосочетания, выделив в словах суффиксы.   

 

- Ребята, вы хорошо потрудились и получаете третью часть письма.

 

         9.  - А сейчас скажите, какое утверждение верное:

 (14 слайд)

                 Окончание служит для образования новых слов.         

 

 

              Окончание служит для связи слов в предложении.

 

 

 

10.– Обозначьте части слова:

                                                       Потеплело.

 

       11.– Есть ли в данном тексте ошибки? Исправьте их: 

(15 слайд)

 Выступила весна. Солнышко натопило тонкий ледище. На лесной полянке подзеленела молоденькая  травища. Выцветают подснежники.

Хороши эти первая цветочки!

 

- Итак, со всеми заданиями вы прекрасно справились,  и сейчас мы   сможем  прочитать, что же нам написали весёлые человечки:

(16 слайд)

Дорогие ребята, любите наш прекрасный русский язык!    

      

 

IV  Итог занятия.

 

       - Какие части слова мы повторили?

       - Ответьте на вопросы:

 

  • Что я чувствовал на уроке?
  • Зачем нам нужен этот урок?
  • Что было интересно?
  • Что мне было трудно?

Нет комментариев

Добавить комментарий