Конспект логопедического занятия с обучающимися 3 класса, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи. |
Конспект логопедического занятия с использованием информационно- коммуникационных технологий с обучающимися 3 класса, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.
(1 слайд)
Тема «Состав слова». (Обобщающее занятие).
Продолжительность 40 минут.
Аннотация.
У обучающихся с общим недоразвитием речи не сформированы все компоненты языковой системы. Данное занятие позволяет обобщить полученные ранее знания учащихся о морфологическом составе слова.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к.задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование ИКТ на логопедическом занятии повышает мотивацию ребенка к обучению, формирует активную позицию субъекта обучения.
Цели: Образовательная:
- 1. Формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.
Коррекционные:
1 Совершенствование словаря через развитие умения подбирать
Родственные слова и образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.
- 2. Развитие языкового чутья путём совершенствования
зрительного, слухового внимания к слову.
3. Развитие мышления.
- 4. Развитие и совершенствование общей, тонкой, артикуляционной моторики.
- 5. Развитие смысловой памяти.
Оснащение:
- 1. Индивидуальные зеркала.
- 2. Графические карточки.
3. Презентация к уроку.
I Организационный момент.
- Повторим правило речи.
Каждый день всегда, везде: на занятиях, в игре
Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.
- Разминка.
(2 слайд) – В течение минуты сгруппируйте слова и запомните:
Снег телёнок
холод обезьяна
корова банан
зима сено
мартышка
II Артикуляционная гимнастика.
- 1. Рисунок губ на гласные.
- 2. Упражнение «маляр».
- 3. «Барабан».
- 4. «Сердитая кошка».
- 5. «Чашечка».
III Сообщение темы занятия и выполнение упражнений.
- Сегодня мы получили письмо от весёлых человечков из Цветочного города. Но это письмо состоит из четырёх кусочков. А соединить их и прочитать письмо можно будет только после правильных ответов на вопросы о составе слова и выполнения всех заданий.
- Сначала ответьте на вопрос, какая часть слова самая главная?
(Корень).
- Почему?
- Что называется корнем?
(3 слайд)
- – Прочитайте слова и назовите родственные:
Гора- горе- горел;
Рисовал, рисунок, рисовый;
Вода- подводник- проводник.
- Какие слова называются родственными?
(4 слайд)
- – Вставьте пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных
слов:
Скоро сказка …, да не скоро дело … .
Хватит тебе, молодцу, горе … .
Не впервой волку зиму … .
- Ребята, вы успешно справились с заданиями и получаете
Первую часть письма.
(5 слайд) – Прочитайте слова. С помощью чего они образованы?
Приходит , уходит, подходит, заходит, переходит.
- Что называется приставкой?
3.
(6 слайд)
4. - Замените словосочетание одним словом (синонимом):
Становится теплее-
Раскрылись цветы-
Выйти из состояния сна-
(Теплеет, распустились, расцвели, проснуться, пробудиться).
- Выделите в словах приставку. К какой части речи можно отнести эти
Слова?
(7 слайд)
Физкультминутка.
Цветы.
Ветер по полю гулял, Семена он раздувал. В землю семена упали, Там расти тихонько стали.
Дождик тёплый поливал, Лучик солнца согревал. Выросли из них цветы Небывалой красоты. |
Вдох, длительный выдох; руки поочерёдно разводим от груди в стороны; присесть; руки перед грудью, ладонь к ладони, медленно подняться из положения «сидя», вытягивая руки вверх, «вырасти»; руки вверх, встряхиваем кистями; руки вверху, пальцы растопырить; сложенные ладони постепенно раскрываются; руки от локтей до запястий соединить, ладони раскрыть; |
(8 слайд)
Пальчиковая гимнастика. Гармошка.
Эта ручка правая, эта ручка левая, В кулачки я их сжимаю и зарядку делаю. Будет сильной правая, будет сильной левая, Будут ручки у меня ловкие, умелые! Посмотри, моя ладошка, как весёлая гармошка. Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю. Раз, два, три, раз, два, три, я играю, посмотри! Я ладошки раздвигаю, я на кнопки нажимаю. Раз, два, три, раз, два, три, я играю, посмотри! |
Развернуть руки ладонями вверх; сжимаем-разжимаем кулачки; развернуть кисти рук ладонями вверх; шевелим растопыренными пальчиками; ладони параллельно на столе, пальцы сжаты; выполняем, не отрывая ладоней от стола; сдвигаем-раздвигаем руки, сжатые в кулачки; кисти рук ребром на столе, пальчики растопырить, «нажимаем» на кнопки; |
(9 слайд)
5.- Подберите антонимы к словам:
Принести -…, привязать-…, привыкнуть-…, пристегнуть-…,
Впустить-…, влезть-…, вкатить-…, влететь-… .
- Выделите приставку.
(10 слайд)
6.- Образуйте новые слова при помощи приставок за-, от-, пере-, на-.
Одни слова обозначают начало действия,
а другие – его окончание.
Волновался, шумел, стучал, цвёл, смеялся.
- Запишите слова в два столбика, выделите приставку.
- Задания выполнили верно и получаете вторую часть письма.
(11 слайд)
7.– Какие из слов не только называют предмет, но и указывают на его
Величину?
Лесенка, домина, болотце, рука, ручка, речонка,
забор, туфелька, мешок, цветочек, жук.
- Что же изменило размер предметов?
- Что называется суффиксом?
(12 слайд)
Гимнастика для глаз.
(13 слайд)
8.– Составьте словосочетания, подобрав к словам из левого столбика
Подходящие по смыслу слова из правого столбика:
Ледок весеннее
Травка тоненький
Солнышко молоденькая
Цветочки лесная
Полянка первые
- Запишите словосочетания, выделив в словах суффиксы.
- Ребята, вы хорошо потрудились и получаете третью часть письма.
9. - А сейчас скажите, какое утверждение верное:
(14 слайд)
Окончание служит для образования новых слов. |
Окончание служит для связи слов в предложении. |
10.– Обозначьте части слова:
Потеплело.
11.– Есть ли в данном тексте ошибки? Исправьте их:
(15 слайд)
Выступила весна. Солнышко натопило тонкий ледище. На лесной полянке подзеленела молоденькая травища. Выцветают подснежники.
Хороши эти первая цветочки!
- Итак, со всеми заданиями вы прекрасно справились, и сейчас мы сможем прочитать, что же нам написали весёлые человечки:
(16 слайд)
Дорогие ребята, любите наш прекрасный русский язык! |
IV Итог занятия.
- Какие части слова мы повторили?
- Ответьте на вопросы:
- Что я чувствовал на уроке?
- Зачем нам нужен этот урок?
- Что было интересно?
- Что мне было трудно?
Нет комментариев
Добавить комментарий